пятница, 21 февраля 2025 г.

"Семейные ценности: традиции и современность"

 


РОЛЬ СЕМЬИ В ЖИЗНИ КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА

Гоптарь Надежда Сергеевна

Иноземцева Вера Сергеевна

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности [5].

Семья. Именно с неё всё начинается. В жизни каждого из нас семья – это люди, с которыми мы встречаемся в первый раз в своей жизни. Именно в семье человек проводит свои первые годы, на протяжении которых набирается навыков и на протяжении которых формируются нормы поведения человека. 

Просто создать семью недостаточно, нужно уметь правильно воспитать своих детей, сохранять в семье тепло и любовь. Семья должна являться опорой для каждого человека. Ведь именно семья формирует и закладывает в нас определенные качества. Дав ребёнку представление о добре, красоте, мужестве, сострадании, члены семьи закладывают в нем отношение к миру, формируют индивидуальность. Подросший человек сможет дать своё обоснование поступков, дать характеристику действиям, сформировать отличное от других мнение [3].

Для человека не должно быть лучше общества, чем семья. В трудные моменты в своей жизни человек всегда должен иметь тех людей, которые смогли бы ему помочь, дать совет и просто поддержать. Бывает, что у человека нет семьи? Думаем, что не бывает, потому что даже если у человека нет биологических родителей и родственников, у человека могут быть близкие и родные люди, которые смогут заменить ему семью и быть для него опорой. На практике, в жизни мы очень часто встречаем, что человек, имея семью, не ощущает её поддержки и понимания. Здесь скрыто множество причин, в которых можно очень долго разбираться, но приводят они все к одному, человек испытывает чувство одиночества, неуверенность в себе, думает, что его не любят. Возможно, он будет очень успешным, он будет иметь много друзей, но мысль о том, что у него нет семьи или нет с этой семьей хороших отношений, будет откладывать свой отпечаток на характер, настроение и возможно его психику.

Семья – это то место, где человек находит поддержку и понимание, где он узнает, как вести себя, как общаться с окружающими его людьми. К сожалению, в современном обществе в семьях часто мы наблюдаем такое, что родители отстраняют себя от процесса воспитания детей. Некоторые нанимают нянек, а некоторые просто оставляют детей бабушкам, дедушкам или в детских садах. Некоторые современные родители занимают своих детей мобильными телефонами и компьютерами. Это приводит к тому, что ребенок отдаляется от природы и общения, в результате чего становится одиноким и закрытым.

Мы, как педагоги дошкольного образования, можем смело утверждать, что существует много методов воспитания в семье, самое главное – это понять, что в семье всегда должны быть хорошие взаимоотношения и уютная атмосфера. Дети, воспитанные в неблагополучной семье, приобретают психические расстройства и чаще всего бывают несчастны.

Отношения между членами семьи, чувства, которые они питают друг к другу, отношение к ребенку – это всё создает среду для нравственного формирования личности. В процессе формирования личности именно семья играет важнейшую роль. С рождения у ребенка формируются черты характеры, привычки и нормы поведения в обществе. Поведение ребенка, его характер напрямую зависит от отношений и обстановки в семье, в которой он растёт.

Мы считаем, для того, чтобы вырастить творческую, культурную и высоконравственную личность, родители должны подавать хороший пример своим детям, делиться с ними опытом и знаниями, ну и конечно же, делиться добротой и любовью. Именно в семье закладываются основы личности. Всё приобретенное в семье, человек проносит через всю свою жизнь.

Следует отметить, что вместе с развитием общества развивается и семья. Заботясь о благе каждой семьи, делая для этого все необходимое, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждый из родителей понимает всю важность этой задачи [4].

Повышение ответственности каждого родителя за обучение и воспитание своего ребёнка, взаимоотношения между семьей и общественными организациями, которые занимаются воспитанием детей, очень тесно связаны с решением задач педагогического просвещения родителей. Родители часто считают, что воспитание детей очень нелёгкий труд. Но на самом деле всё не так уж сложно, если не слепо любить ребенка, а следить за его развитием с любовью и пониманием. Понимать интересы ребёнка, уважать его личность, щадить самолюбие.

Таким образом, именно семье принадлежит основная роль в формировании нравственности человека. Семья создает личность, но может и разрушить её. Семья может как укрепить, так и подорвать психическое здоровье её членов. Чем лучше семья, тем лучше воспитание ребенка, лучше его нравственные качества. Родители – самые первые воспитатели, именно в их руках здоровье ребенка, его психическое состояние, его черты и качества. Между родителями и детьми должны быть добрые и теплые отношения. Отношение человека к миру, его взгляды на жизнь, его отношение к людям напрямую зависит от отношений в семье, от обстановки, в которой воспитывался человек. И даже то, по какой дороге человек пойдет, как он построит свою карьеру и будущую семью, тоже зависит от воспитания, которое давалось ему в семье. Как велика роль в жизни каждого человека.

 

Список использованных источников

1. Афонин И.Н. Здоровый и счастливый ребенок. – СПб: Питер, 2009. – 189 с.

2. Бердникова Ю.Л. Семейная жизнь на 5+. Гармония семейных отношений. Жизненные циклы семьи. Семейные конфликты и пути их разрешения. – СПб: Наука и техника, 2008. – 224 с.

3. Воронин, И. В. Влияние семьи на формирование характера ребёнка / И. В. Воронин, Е. В. Часовских, С. В. Алексеева. — Текст // Педагогика: традиции и инновации: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 65-68.

4. Дорошина, Т. В. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста / Т. В. Дорошина. — Текст // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 867-869.

5. Маматов, О. В. Семья как важнейший институт социализации / О. В. Маматов. — Текст // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 865-867.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий